ДОН КИХОТ - ПОКОРИТЕЛЬ ОДЕССЫ!

 

В пионерском лагере мы играли в игру, смысл которой сводился к «предсказанию будущего». Нужно было отвечать на разные странные вопросы, из чего спрашивающий в итоге заключал, какая судьба тебе уготована. Помню, среди прочего было: «Если на твоем пути стоит кирпичная стена – что ты сделаешь?..» И были те, кто ее обходил, перепрыгивал, перелезал, или, например, поворачивал назад. И были те, кто сквозь нее прорубался.

 

Помните это забавное: «У верблюда два горба, потому что жизнь – борьба»?..

 

Недавно, просматривая материал, посвященный гастролям театра Иосифа Райхельгауза в Одессе, я наткнулась на имя Анжея Перевалова (Андрея Игоревича Махлина), с которым я познакомилась в Одессе еще в 2006 году на Международном фестивале романтики «Морские столицы мира» (Перевалов тогда проводил это мероприятие). Поразило, что этот человек, который запомнился мне как талантливый режиссер с неординарным художественным мышлением и вдохновенный организатор фестивального перфоманса, в статье преподносился как явно «отрицательный персонаж». Несовпадение картинок в моем-то сознании заставило меня погрузиться в материал не спеша и детально…. И тут оказалось, что я пропустила очень важное – историю посещения Южной Пальмиры самим Дон Кихотом, пропустила Великие битвы и приключения, которые свели с ума огромное количество мирных одесских обывателей и не только...

Двигаться против течения – тяжело, идти своей дорогой – непопулярно, выделяться из толпы, быть несогласным – опасно. Прослывешь гением или сумасшедшим, что для многих одно и то же!

 

Часть первая: Москва-Одесса

 

Эта история началась давно. И началась она с того, что однажды московский театральный режиссер Андрей Махлин (Анжей Перевалов), выпускник ГИТИСа (РАТИ)  (режиссерская мастерская Анатолия Васильева) провел в Одессе актерский семинар. Это безобидное событие вылилось в неофициальное создание актерской Школы Анжея Перевалова. Учились у него тогда в основном старшеклассники и молодые актеры одесских театров. Результатом работы становились экспериментальные постановки, которые получали хорошие отзывы у «культурной общественности» Одессы, в прессе появлялись высказывания, мол заезжий режиссер показал себя как человек «профессиональный, виртуозно владеющий методикой современного драматического искусства», как мастер «энергичного и творческого мышления», «прекрасный организатор театра, способный работать в любых условиях»,  «человек самоотверженный и преданный искусству, как несомненный лидер».

Главреж Одесского музыкально-драматического театра им. В. Василько Игорь Равицкий высказывает желание отправить на тренинги к Мастеру своих актеров, а московский телеканал ТВ-6 дважды показывает концертную программу, сделанную учениками Анжея Перевалова. Эту же работу профессура московского ГИТИСа принимает как дипломную работу Перевалова – с оценкой «отлично». В октябре 1997 года мэром Одессы Эдуардом Гурвицем Школе Перевалова присваивается официальный статус муниципального предприятия и название – «Одесский открытый театр-школа».

 

В феврале 1998 года в помещении Одесской Киностудии проходит первый набор студентов в актерскую школу Анжея – зачислено 45 человек.

Количество желающих учиться в четыре раза превышает возможности Школы обучать не более 40 человек в год. Школа активно работает, продолжая получать положительные отзывы критиков и СМИ. Перевалов все четче видит, насколько благодатна – если не сказать запущенна – почва, на которой он работает: в Одесской, Донецкой, Черкасской, Винницкой областях и в Крыму нет ни одного учебного заведения, которое бы поддерживало стандарты Высшего образования 3-ей и 4-ой ступеней по специальностям театра, кино и телевидения. Одесские театры из года в год пополняются выпускниками одного и того же днепропетровского театрального училища. Альтернатива – учебные заведения Киева. Но и они пользуются доморощенными учебными планами, направленными на развитие отдельных способностей учащегося, но не на комплексное обучение основам Мастерства. Все, что касается специальностей телевидения, сосредоточено в Киевском институте культуры, хотя в одной только Одессе работает более 30 теле - и радиокомпаний в частотном и кабельном эфирах и столько же студий - производителей программ. В итоге профессионалов от телевидения и радио в Одессе можно пересчитать по пальцам, да и те получали образование еще в советское время, либо за пределами Украины. Как результат: потребители театральной и телерадиопродукции недовольны, работники устают от рутины и однообразия и бегут куда глаза глядят. Спрос на качество, разнообразие и профессионализм покрывается гастролями артистов из стран СНГ. Знаменитая Одесская киностудия работает от силы на 5% своей мощности. Молодые люди не имеют возможности серьезно участвовать в процессе создания современного искусства и телевидения из-за элементарной нехватки знаний, отсутствия качественного образования.

 

Все эти факты приводят Перевалова еще тогда в 98-м, к мысли о том, чтобы открыть в Одессе филиалы московских театральных и телевизионных вузов, дабы молодые одесситы могли получать базовые и специальные знания по программам вузовской подготовки ведущих учебных заведений России и одновременно из разных источников. Чуть позже все эти мысли и наработки составили костяк идеологии «МАША МИР» – общественной организации «Международная академическая школа актерского мастерства и режиссуры», независимой экспериментальной актерской школы Анжея. В основе ее работы – учебные планы российских и украинских вузов, опыт мировой образовательной практики и опыт первого года работы театра-школы в Одессе.

 

Летом 98-го начинаются переговоры в Москве, идет сбор необходимых документов, составление учебных программ, приглашение преподавателей ведущих профильных вузов России и Украины. В результате Анжей Перевалов, как директор Одесского открытого театра-школы, привозит из российской столицы две доверенности – из Высшего театрального училища им. Щепкина и из Гуманитарного института телевидения и радиовещания. Оба документа дают ему право «проводить набор студентов … и подбор педагогического состава в соответствии с учебными планами» известных вузов. На основании все тех же доверенностей Анжей начинает в Одессе рекламную компанию.

 

А в ответ на рекламные афиши в одесской прессе появляется странная статья за авторством журналистки Марии Гудымы, раскрывающая «темным» одесситам глаза на «правду»: дескать, Перевалов все насчет доверенностей выдумал, он мошенник и собирается, мягко говоря, «кинуть» одесских студентов «на деньги». Активисты Одесского Союза театральных деятелей (СТД) оказались настолько прозорливы, что связались с ректоратом Щепки и проверили: а на каких это основаниях Перевалов в Одессе студентов набирает?.. И вот, извольте, даже слова проректора по учебной работе Щепки г-на Селезнева (ныне покойного) приводятся: мол, никаких полномочий у Перевалова таки нет, и прием слушателей вести ему никто не разрешал. И в это же время тогдашний украинский министр культуры Украины Остапенко шлет срочную депешу одесскому мэру Боделану, в которой выражает тревогу и настороженность по поводу попытки создания в Одессе филиалов московских творческих вузов. Зачем, мол, если своих выпускников из Киева и Харькова некуда девать. Просим принять меры. Меры приняли. Не помогло даже обращение профессора Московского Высшего Театрального училища имени Щепкина Риммы Гавриловны Солнцевой к одесситам, которое прозвучало в прямом эфире на 26 канале одесского телевидения, в программе, посвященной ситуации вокруг Школы Перевалова в Одессе: «У Андрея Игоревича все полномочия есть! Он приезжал в училище, разговаривал с ректором. Проректор, по-моему, имеет все официальные справки, которые нужны были. Всё подписано, всё договорено… А что касается клеветников, то они возникают всегда, когда человек оригинален, когда он одержим, когда он не похож на других и когда он одержим одной идеей, причём идеей прекрасной! Этот человек очень способный, талантливый, я бы сказала, поэтому меня не удивляет клевета, она всегда сопутствует таким людям».

 

Кстати, были в том обращении и пророческие – уверена – слова: «Зная Андрея Игоревича, я не сомневаюсь, что он доведет дело до конца. Потому что люди такой преданности искусству, такого увлечения искусством встречаются сейчас редко. Люди занимаются всяческими делами... Но он буквально влюблён в своих учеников, он их обожает, он о них восторженно рассказывает, привозит фотографии. И я не сомневаюсь: при такой отдаче человеческой – успех ему обеспечен», - сказала Римма Гавриловна Солнцева.

 

Где, когда и кому перешел дорогу в Одессе московский режиссер? Кто и каким образом настолько постарался очернить перед московским проректором режиссера, что он так поспешно открестился от выданной доверенности?.. Обо всем этом доподлинно не известно и по сей день, остается только догадываться. Впрочем, рукописи не горят, и все необходимые документы Перевалов сохранил. С печатями, как полагается. Но поток грязи, начавший литься на режиссера в те далекие годы, ежегодно пополняется, как с конвейера, статьями Марии Гудымы и Татьяны Геращенко и никак не остановится даже сегодня, давно перейдя из плоскости «борьба за спокойный сон одесситов» (кто бы просил этих  самозваных «борцов» за справедливость) в плоскость личной неприязни, где око за око и зуб за зуб.

 

Анжею удается «продержаться» в Одессе аж до 2001 года. Анонимные клеветники заваливают письмами ОБЭП и прокуратуру Одессы, "сигналят" о "противозаконных действиях" московского режиссера. По факту заявлений проводится прокурорская проверка общественной организации Анжея, в результате которой все обвинения официально объявляются ложными. Тогдашний старший оперуполномоченный отдела по борьбе с экономическими преступлениями Жовтневого района Одессы, Синьковский Александр Борисович, вспоминает такое анонимное письмо, написанное от руки мелким почерком, неким Ивановым Иваном Ивановичем с несуществующим обратным адресом, как "письмо сумасшедшего".

 

Потеряв всяческую поддержку, опальный режиссер в полном безденежье, с постоянно распадающейся и вновь создающейся группой учеников переезжает из одного помещения в другое. В конце концов все двери в Одессе оказываются для него закрытыми. Тогда Анжей садится на велосипед и отправляется в велотур по театральным центрам Европы и Индии. Об этом много пишет российская пресса. Затем возвращается в Россию, переезжает в Санкт-Петербург, поступает в аспирантуру Государственной академии театрального искусства. Берет себе бабушкину фамилию «Перевалов» (до этого был Махлиным) и на новом перевале начинает все заново.

 

Часть вторая: Санкт-Петербург – Одесса

 

А посеянные когда-то Переваловым зернышки прорастают то тут, то там. Еще в мае 2001-го МАША МИР заключает договор о сотрудничестве с Санкт-Петербургской Государственной академией театрального искусства, и ее ректор Лев Сундстрем и Анжей Перевалов обращаются к тогдашнему губернатору Одесской области Сергею Гриневецкому с письменным предложением об открытии представительства данного вуза в Одессе.

Да нет же, Анжей вовсе не сумасшедший, которого в дверь, а он в окно. Он мечтатель и - если хотите - фанат своего дела, искренне верящий в то, что хочет осуществить, и знающий, что будет это несомненно полезным. И поэтому он упорно идет к своей цели. «Все годы работы в Одессе я заявлял о необходимости создания в городе открытого культурного пространства, - пишет режиссер на своем Интернет-сайте. - Именно такое – живое, свободное, постоянно изменяющееся пространство более всего, как мне кажется, подходит Одессе, ее духу, культуре и истории. Культурное пространство города должны контролировать простые одесситы, а не кучка завистливых интриганов».

 

Однако в ответ на очередной запрос одесским чиновникам Перевалов услышал от сотрудницы отдела культуры облгосадминистрации и одновременно одесского театрально-художественного училища Марии Мовчан буквально следующее: «Вы пытаетесь сеять на нашем поле». Вот, наконец, и обозначилась четко и ясно главная проблема режиссера в Одессе: культурное и духовное пространство города, давно захламленное, по сути, практически и не существующее уже, оказывается, «приватизировано», и на нашем поле вы свой огород городить не будете. И нам все равно, какие результаты ваше участие могло бы дать – мы хотим тонуть в этой грязи, хотим хрюкать здесь и дальше, лишь бы без вас.

 

К счастью, не всё в Одессе решают «культурные» чиновники и отдельные представители «культурной тусовки». Но к несчастью, они решают многое. По данным, приведенным в газете «Комсомольская правда» в 2002 году, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства – самый престижный вуз России. Ректор Академии – профессор Лев Сундстрем – человек в России известный и уважаемый. И он интеллигентно, терпеливо, раз за разом давал письменные и устные ответы на всё возникающие у одесских чиновников вопросы. Поначалу доходило и до полного идиотизма: «Управление культуры Одесской областной государственной администрации просит подтвердить юридический статус и содержание договора Санкт-Петербургской государственной Академии театрального искусства с Одесской международной академической школой актерского мастерства и режиссуры (МАША МИР)». Странно, что не спрашивали ректора, профессора Л.Г. Сундстрема: «А являетесь ли вы тем, за кого себя выдаете?», мол, Махлина-то-Перевалова мы знаем, а вы то кто, раз с ним связались?… В 98-ом подобные вопросы заставили проректора Щепкинского училища Селезнева отказаться от выданной Перевалову доверенности, а вот Лев Сундстрем оказался твердым орешком. Более того, подобные запросы делались и в министерство культуры, и в минобразования РФ. В своем письме Начальнику Управления культуры Одесской облгосадминистрации В.Ф. Палиенко профессор Сундстрем в 2001 году отвечал: «Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства (в недавнем прошлом - Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии, еще  раньше - Ленинградский  театральный  институт  имени А.Н.Островского, а если заглянуть в прошлые века - Императорское театральное училище) достаточно известное не только в России, но и в мире учебное заведение, имеющее высокий статус. Этот статус последний раз был подтвержден в заключении государственной комиссии, проводившей в апреле 2001 года комплексную оценку деятельности Академии (лицензирование, аттестация, аккредитация)».

 

Потом, когда основное было выяснено, переписка перешла в более конкретное русло. И опять ректор несколько раз пояснял свои же собственные слова: «Суть проекта, который мы, совместно с одесской Международной Академической  Школой актерского мастерства и режиссуры (МАША МИР) назвали "Интеркурс Петербург-Одесса", заключается в том, чтобы проводить прием абитуриентов в Одессе, а обучать их и в Санкт-Петербурге (по заочной форме) в нашей Академии, и одновременно в Одессе, в МАША МИР. Именно об этом заключен договор между нашими организациями. Его юридический статус подтверждается тем, что уставы наших организаций позволяют нам его заключить, не нарушая при этом законодательство Украины и России».

 

Спрашивали, конечно, и по-одесски, на чьи, «собсно», деньги гуляем, т.е. учимся? «Размер платы за обучение в Санкт-Петербургской государственной академии театрального искусства установлен дифференцированно по различным специальностям (специализациям) и категориям студентов (российские граждане и иностранцы), - писал ректор Сундстрем. - Студенты заочной формы обучения, принятые в Академию в рамках договора при наборе в Одессе, будут оплачивать обучение по льготному тарифу, установленному для российских граждан. Более того, Санкт-Петербургская государственная академия театрального искусства будет изыскивать возможность для бюджетного (бесплатного) обучения наиболее одаренных студентов из Одессы».

Когда же все разъяснения, и разъяснения на разъяснения были получены, в Одесском областном управлении культуры Перевалову сказали, что все это конечно замечательно, но помогать ему они не имеют права – у Перевалова-де общественная организация, а сфера их деятельности – исключительно госучреждения, но переписка с ректором была интересной. И мешать Перевалову теперь не будут, потому что, наконец, увидели, что все законно. И вскоре в одесской газете выходит очередной пасквиль за авторством Марии Гудымы, где она называет Анжея и алкоголиком, и сектантом, и извращенцем – это помимо привычных уже вора и мошенника международного масштаба (интересно, где же это он скрывает награбленные деньжищи?...).

 

А еще в своей «статье» Гудыма цитирует письма Перевалова губернатору Гриневецкому – письма, которые оставались в распоряжении областного управления культуры и больше нигде обнародованы не были… 

И там же журналистка перевирает слова знаменитого актера Сергея Юрского, который якобы на одной из пресс-конференций в Одессе назвал учеников Анатолия Васильева «величайшим вредом для театра и для народа», которые «сводят с ума провинциалов» и «шарлатанят, прикрываясь его именем». Позже, когда Анжей спросил Юрского, что же именно прозвучало на той встрече с журналистами, Юрский ответил буквально следующее: «Все, что пишут в одесской прессе, все – ложь. Были пресс-конференции, были встречи с журналистами. Вроде бы говорим об одном, а напишут совсем другое. Выдирают фразы из общего контекста».

Как говорится – no comments.

 

Часть третья: Новая история

 

В 2003-м году Анжей Перевалов открыл Новую актерскую школу в Санкт-Петербурге. В 2005 году ему передали для работы подвал в Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете (Корабелке). Вновь началось создание труппы его театра.

 

В Одессу режиссер приезжает в начале 2006 года, чтобы снова попытаться претворить здесь в жизнь идею создания Высшей актерской школы в содружестве с российскими преподавателями и учебными заведениями. Анжей начинает с конкретного дела: дабы вывести культурные отношения между двумя городам на новый уровень, режиссер предлагает мэрам Одессы и Питера провести Международный фестиваль романтики «Морские столицы мира»  – для начала хотя бы в двух упомянутых столицах. Идет к мэрам напрямую и… получает поддержку. Под патронажем одесской мэрии создается рабочая группа по проведению Фестиваля романтики. Один из членов этой рабочей группы – сотрудник одесской мэрии Виктор Аксанюк – оказывается самым «дальновидным» и самым «умным» (ох, были бы все эти деятели столь деятельны в нужном русле!...). У него «каким-то образом» появляются все ранее изданные клеветнические одесские статьи о Перевалове, и он не придумывает ничего лучшего, как позвонить в администрацию Санкт-Петербурга – ну, как это принято у одесских чиновников, за разъяснениями. В итоге на фоне начинающейся шумихи в какой-либо поддержке Перевалову в одесской мэрии отказывают. Эдуард Гурвиц в личной беседе советует режиссеру делать свое дело, не обращая внимания на крикунов с ведрами помоев наготове: мол, собака лает, а караван идет. Впрочем, охранять этот караван, он конечно не собирается.

 

Фестиваль состоялся в октябре 2006 года. И стал, по крайней мере, одним из самых необычных и ярких событий в культурной жизни Одессы в 2006 году. А чуть раньше появилась очередная «статья»: «Рога и копыта. Перезагрузка», где Перевалова снова и снова, без устали и стыда оскорбляли, обзывали, обвирали… Уже с каким-то сладким садизмом...

 

В 2007 году клевета достигает ушей ректора питерской «Корабелки», и он выселяет Школу Перевалова из занимаемого подвала в университетском общежитии. Тогда же

Анжей с учениками начинает строительство Актерского лагеря в Ленинградской области.

 

 

Часть четвертая: Последняя

 

Говорить здесь о том, что за человек Анжей Перевалов, я, пожалуй, все же не стану. Лучше всего о нем говорят его дела. Он, как и в любой период своей жизни, занимается творчеством, он творит и создает, верит и мечтает. По-прежнему. Он не разрушает в ответ на чью-то злобу, не отвечает тем же, не машет кулаками. Он делает свое дело, и делает его с удивительным вкусом и чистой душой.

 

Сегодня Новая актерская школа-студия успешно работает в Санкт-Петербурге. В содружестве с Ярославской государственной театральной академией набирает актерский курс. Анжей с учениками много колесит по России и миру. Недавние мастер-классы по произведениям Чингиза Айтматова, проведенные в Киргизии, были особо отмечены семьей писателя и Министром культуры Киргизии.

 

А Одесса все пишет. Недавно вышла очередная «статья», счет которым потерял, кажется, сам Анжей. Количество вылитой на него грязи стало настолько большим, что зловонные ручейки достигают уже соседних государств: сейчас идет суд по завещанию отца режиссера – завещание пытаются забрать у него чужие люди, и главный их аргумент – статьи в Интернете. В них Анжей Перевалов – аморальный тип, аферист и вор…

 

И ощущение возникает такое, словно «журналистам», пишущим и пишущим все это, давно наплевать на результат проделанной «работы», словно они получают садистское удовольствие именно от самого процесса… Удивительно, насколько самоотверженно отдаются они своему «делу»…. И почему эти «защитники» Одессы, посвятившие себя «освобождению» нашего города от «тиранства» Анжея Перевалова, не интересуются, скажем, темой детской и подростковой преступности в той же Одессе? Или не пишут о том, какова в нашем городе смертность от алкоголизма? Или не расскажут, сколько сект в Южной пальмире вполне легально вербуют новых членов в свои ряды? Почему не собирают деньги на операции тяжело больным детям, не организуют фонды помощи пенсионерам? Может потому, что на добрых делах гораздо труднее пиариться? Или потому, что для честной работы нужны душевные силы, которых у них нет?

Так и хочется – по Райкину – подсоединить к ним что-то, чтобы своими парами они хотя бы электричество вырабатывали…

А Анжей – все равно будет жить и работать дальше. Бороться. Не соглашаться. Творить. Когда я спросила Анжея, почему он не бросит эту идею с Одессой, он ответил: «Это моя судьба». А от судьбы не уйдешь. К счастью!

 

Людмила Зарубалова

21 октября 2010 год